
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
При проведении артикуляционной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляционных движений. Важно следить за:
- чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений);
- за плавностью движений;
- за темпом;
- за нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или
вялости);
- за объемом движений;
- за умением удерживать движение определенное время;
- за переключаемостью движений, т. е. возможностью перехода от
одного движения к другому;
- за точной координацией движений языка и губ.
Артикуляционная гимнастика: шесть основных упражнений.
Упражнение 1. Улыбка – Трубочка.
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы
должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.
Стихи для первого движения артикуляционного упражнения:

Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.
Широка Нева – река,
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи
Свой заборчик покажи!
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
И улыбка широка.
Наши губки улыбнулись,
Тянуть губы прямо к ушкам
Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого
нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при переключении не
должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!
Стихи для второго движения артикуляционного упражнения:
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи
Свой заборчик покажи!
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
И улыбка широка.
Наши губки улыбнулись,
Тянуть губы прямо к ушкам
Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого
нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при переключении не
должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!
Стихи для второго движения артикуляционного упражнения:

Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
В гости к нам пришел слоненок –
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни!
Подражаю я слону — губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.
Стихи для чередования первого и второго движения в
Артикуляционном упражнении №1.
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губы узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться. (Автор – Т.А. Куликовская)
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться. (Автор – Т.А. Куликовская)
Наши губы очень гибки.
Ловко тянутся в улыбки.
А теперь наоборот:
Губы тянутся вперед
Ловко тянутся в улыбки.
А теперь наоборот:
Губы тянутся вперед
Упражнение 2. Открой и закрой дверцу.
Как выполнять артикуляционное упражнение:
- Первое движение: Зубы должны быть сомкнуты, губы в улыбке. Резцы обнажены (улыбка широкая). «Дверца закрыта».
- Второе движение: Зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. «Дверца открыта».
Движения в артикуляционном упражнении
чередуются: происходит то смыкание, то размыкание зубов. Двигается нижняя
челюсть. При этом в движениях не должны участвовать губы. Нижняя челюсть
не должна выдвигаться вперед
.
«Дверцы дружно мы откроем,
А потом мы их закроем».
А потом мы их закроем».
Другой вариант игрового наполнения этого упражнения –
«Холодно – горячо». Мы открываем окошко, когда нам жарко. И закрываем окошко,
когда нам холодно.
Упражнение 3. Часики.
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно
на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.
Затем опросите ребенка высунуть язык и повернуть к правому
углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта.
Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы
находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а
должна быть неподвижной!
Стихи для артикуляционного упражнения:
Отдохнул и потяну
Вот так, вот так:
Тик-так, тик-так.
Влево, вправо повернулся,
Упражнение 4. Лопатка. Иголочка.
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Движение 1. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю
губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Получилась «Лопатка»
«Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает».
Пусть немножко подремает».
Движение 2. Попросите ребенка просунуть узкий язык
между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Получилась «Иголочка».
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
Чередование этих двух движений и переключение положения
языка с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.
Упражнение 5. Качели.
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за
верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка
за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика
языка вверх и вниз.
Стихи для артикуляционного упражнения:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я пою, лечу, кричу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я пою, лечу, кричу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом лечу я вниз.
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом лечу я вниз.
На качелях я катался:
Вверх летел и вниз спускался.
Вверх летел и вниз спускался.
Упражнение 6. Кошечка.
Как выполнять артикуляционное упражнение:Движение 1. Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно
приблизить широкий кончик языка к нижним резцам.Движение 2. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь
рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть
выгнута вверх.В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад.
При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.
Стихи для артикуляционного упражнения
Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко –
Поцарапать может киска!
Ты не подходи к ней близко –
Поцарапать может киска!
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается,
Вот какая горка получается! (Смирнова Е.Б.)
Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!