Что такое артикуляционная гимнастика и как её проводить.



Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.



 Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
  •  улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  •  улучшить подвижность артикуляционных органов;
  •  укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  •  научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
  • увеличить амплитуду движений;
  •  уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
  •  подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

 КАК ПРОВОДИТЬ АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ???

При проведении артикуляционной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляционных движений. Важно следить за:

  • чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений);
  • за плавностью движений;
  • за темпом;
  • за нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости);
  • за объемом движений;
  • за умением удерживать движение определенное время;
  • за переключаемостью движений, т. е. возможностью перехода от одного движения к другому;
  • за точной координацией движений языка и губ.

 Артикуляционная гимнастика: шесть основных упражнений.

Упражнение 1. Улыбка – Трубочка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:
Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.
Стихи для первого движения артикуляционного упражнения:

Широка Нева – река,
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи
Свой заборчик покажи! 
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
И улыбка широка.
Наши губки улыбнулись,
Тянуть губы прямо к ушкам
 Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!

Стихи для второго движения артикуляционного упражнения:


Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.

В гости к нам пришел слоненок –

Удивительный ребенок.

На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни!

Подражаю я слону — губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю и на место возвращаю.


 Стихи для чередования первого и второго движения в 

Артикуляционном упражнении №1.

Если наши губы улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губы узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке. 
Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться. (Автор – Т.А. Куликовская) 
Наши губы очень гибки.
Ловко тянутся в улыбки.
А теперь наоборот:

Губы тянутся вперед



Упражнение  2. Открой и закрой дверцу.

Как выполнять артикуляционное упражнение:
  • Первое движение: Зубы должны быть сомкнуты, губы в улыбке. Резцы обнажены (улыбка широкая). «Дверца закрыта».
  • Второе движение: Зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. «Дверца открыта».

Движения  в артикуляционном упражнении чередуются:  происходит то смыкание, то размыкание зубов. Двигается нижняя челюсть.  При этом в движениях не должны участвовать губы. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед
.
Артикуляционная гимнастика.
«Дверцы дружно мы откроем,
А потом мы их закроем».
  Другой вариант игрового наполнения этого упражнения – «Холодно – горячо». Мы открываем окошко, когда нам жарко. И закрываем окошко, когда нам  холодно.


 




Упражнение 3. Часики.

Как выполнять артикуляционное упражнение:
Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.
Затем опросите ребенка высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта.
Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!

Стихи для артикуляционного упражнения:

Отдохнул и потяну
  Вот так, вот так:
 Тик-так, тик-так.

             Влево, вправо повернулся,









Упражнение 4. Лопатка. Иголочка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Получилась «Лопатка»
«Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает».


  
 Движение 2.  Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Получилась «Иголочка».
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок
.

Чередование этих двух движений и переключение положения языка с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.

 Упражнение 5. Качели.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.

Стихи для артикуляционного упражнения:


 На качелях я лечу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я пою, лечу, кричу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.

На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом лечу я  вниз.

На качелях я катался:
Вверх летел и вниз спускался.

 Упражнение 6. Кошечка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:Движение 1. Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам.Движение 2. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх.В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.


Стихи для артикуляционного упражнения

 
 Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко –
Поцарапать может киска!







 Можно также сделать вариант упражнения – «Горка» и удерживать положение задней части спинки языка вверху на счет.
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается,
Вот какая горка получается! (Смирнова Е.Б.)

Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!